Типы поставщиков

Одной из основных задач эффективного отдела закупок является выстраивание цепочки взаимовыгодных стратегических отношений с поставщиками. Поставщик и сам всегда заинтересован в долгосрочном и постоянном сотрудничестве с клиентом и совместном принятии маркетинговых решений. Если же рассмотреть более детально, кто же такой поставщик, можно выделить четыре типа этого субъекта торговой деятельности.

1. Типы поставщиков: Поставщик-производитель. Как уже понятно из названия, помимо поставок товара на полки магазина, фирма занимается непосредственным изготовлением продукта, организацией всего производственного процесса, контролем качества, продвижением товара, создаёт имидж торговой марки и пр.

Преимущества работы с поставщиками-производителями:

  • Активное участие производителя в совместном продвижении продукции, налаживание коммуникаций с покупателями, проведение собственных рекламных кампаний и др.;
  • Как следствие первого пункта, снижение расходов продавца, связанных с подготовкой к реализации продукта;
  • Разбавление ассортимента товарами фирм-производителей подчеркивает ценность продуктов собственного производства;
  • Сотрудничество с крупными компаниями вызывает доверие в глазах покупателей;
  • Формирование ассортиментной матрицы происходит без лишних затрат на исследование рынка: поставщик сам даст необходимые рекомендации;

Недостатки работы с поставщиками-производителями:

  • Острая и вынужденная конкуренция со схожими торговыми точками;
  • Вследствие того, что все недалеко расположенные друг от друга магазины предлагают одни и те же товарные единицы, это может ослабить покупательскую мотивацию;
  • Зачастую крупные игроки рынка пользуются своим монопольным положением и устанавливают свои правила игры. Они могут диктовать, какую ставить цену, как правильно располагать товар на полках магазина, какую униформу следует одевать сотрудником и многое другое;

2. Типы поставщиков: Внутреннее производство. Торговля становится бессмысленной, если в ней нет места свободной конкуренции. И для того чтобы выделиться из толпы, многие продавцы приняли решение организовать производство частных торговых марок. Поначалу частные торговые марки были весьма сомнительного качества, что оправдывалось невысокими ценниками. Но со временем привередливый покупатель забраковал недостающий показатель и заставил изготовителя задуматься о повышении качества производимой продукции. Сегодня же некоторые товары под частными торговыми марками вышли на один уровень с брендовыми. Стоит заметить, что в России пока ещё цена занимает самое привилегированное положение. Сам процесс организации производства строится двумя путями:

  • Вся документация разрабатывается продавцом и далее передается фирме-поставщику для последующего производства;
  • Второй способ предполагает организацию производства с нуля;

Преимущества производства частных марок:

  • Эксклюзивность товара подкрепляет покупательскую лояльность;
  • Отсутствуют какие-либо ограничения в представлении, презентации, способах продвижения и ценообразовании;
  • Прибыль с производства выше, чем стандартная торговая наценка;
  • Создаёт благовидный имидж в случае соответствия ожидаемого с действительным;

Недостатки производства частных марок:

  • Полностью все затраты, связанные с выпуском продукции несёт сам продавец;
  • Необходимость создавать дополнительные отделы логистики для распределения товара между всеми торговыми точками;
  • Продавец обязан осуществлять комплексный контроль качества;

3. Типы поставщиков: Лицензиары и франчайзеры

Лицензия – это формальное соглашение лицензиара на предоставление прав лицензиату на проведение каких-либо работ, предоставление услуг, выпуск продукции. Под патентной лицензией понимается договор, который предусматривает согласие патентообладателя на пользование своей промышленной моделью лицензиатом. Скрепляются такие отношения договором, который, как правило, предусматривает денежные отчисления от второго лица. Исключительная лицензия даёт право лицензиату использовать патент в условиях оговоренных ограничений, которые вздумается установить лицензиару. Неисключительная лицензия означает предоставление полных прав лицензиату на пользование патентом. Франча́йзинг (или франшиза) – это такой вид коммерческих отношений между субъектами рыночной сферы, при котором одна из сторон (франча́йзер) предоставляет другой (франча́йзи) право заниматься определённой коммерческой деятельностью за фиксированную плату (роялти) или ежемесячные (ежегодные) денежные отчисления, предусмотренные договором франшизы. Франчайзер обязан предоставить готовую бизнес-модель ведения бизнеса, право на использование уже известного товарного знака, бренда. Выгоды таких договоров присутствуют у обеих сторон. Для франчайзера (или лицензиара) – это дополнительная ниша в бизнесе, т.к. он будет получать процент с доходов франчази (или лицензиата). Также является отличным рекламным ходом и стартапом для развития бренда в ещё незатронутых регионах.

Преимущества использования лицензий и франшиз:

  • Получение уже готового бизнеса с потенциальной прибылью, используя проверенную и эффективную бизнес-модель;
  • Меньше рисков и расходов, в отличие от организации бизнеса с нуля;
  • Возможность ведения бизнеса под уже известной маркой, брендом;
  • Можно более подробно ознакомиться с документацией и бизнесом до инвестирования, в том числе запросить отчет о прибылях и убытках;
  • Выгодные условия поставок;
  • Нет необходимости в организации масштабной рекламы, достаточно охватить местный рынок;
  • Бесплатное обучение и консультации по вопросам ведения бизнеса;

Недостатки работы по лицензиии или франшизе:

  • Бизнес можно вести только в соответствии со строгими правиламии инструкциями, даже если эти ограничения препятствуют получению дохода;
  • Роялти могут быть выше реальной прибыли;

4. Типы поставщиков: Оптовики

Оптовая торговля – это вид торговой деятельности, при которой закуп товаров и услуг осуществляется для целей другого бизнеса. Сотрудничество с оптовыми фирмами похоже на игру в рулетку. С одной стороны, — это текущий закуп отсутствующего товара без необходимости формирования запасов. Если прайс-лист оптовой фирмы богат ассортиментом, закупочные цены ничем не отличаются от цен производителей, то и сотрудничать с ней намного удобней и экономически выгодней. С другой стороны, не нужно забывать, что оптовик – это посредник и ценообразование у некоторых из них сформировано на авось. На товары популярных производителей цены могут быть даже ниже, чем у самого производителя (это объясняется скидкой за большую партию), но стоимость сопутствующих или менее известных марок может быть завышена аж на 15 – 50%.

Преимущества работы с оптовиками:

  • Имеют собственный отдел логистики;
  • Индивидуальные условия сотрудничества и персональный менеджер (не всегда);
  • Глубокий номенклатурный ряд;

Недостатки работы с оптовыми организациями:

  • Хитрое ценообразование;
  • Большинство оптовиков, в отличие от производителей, не берут возвраты;
  • Не оказывают рекламной и маркетинговой поддержки;

1 комментарий

Добавить комментарий