Business People Gathered Around Laptop

Особенности делового этикета в Японии

В современной нелегкой деловой среде все больше компаний пытаются искать партнеров на внешних рынках и расширить свою деятельность на другие страны. Многим из них знаком и понятен деловой этикет, а также стиль ведения бизнеса европейскими контрагентами, чего не скажешь о восточных, а, в частности, японских бизнесменах.

Часто встречаются ситуации, когда действия японского партнера непонятны или вовсе трактуются неверно. К слову, если представитель Японии в ходе беседы кивает головой, это говорит не о согласии с вами, а лишь о том, что он понимает ход вашей мысли. В силу специфики языка утвердительные выражения также могут означать понимание, но отнюдь не согласие. Японцы достаточно дипломатичны и стараются избегать прямых отказов с целью сохранения доброжелательных отношений.

Если вы направите электронное или факсимильное сообщение без сопроводительного телефонного звонка, скорее всего, оно останется без внимания, так как предпочтение отдается в первую очередь непосредственному контакту. Следовательно, продать свою продукцию восточным партнерам без личной встречи почти невозможно.

Если у вас есть посредник, который знаком с потенциальными партнерами из Японии, целесообразно воспользоваться его услугами. Он представит вас, расскажет о вашей компании и специфике бизнеса, существенно повысив ваши шансы на успех. После того, как знакомство состоялось, роль посредника может сводиться к разрешению спорных и конфликтных ситуаций, положительный исход которых невозможен в случае прямого конфликта.

Убедитесь, что вы готовы к встрече и у вас подготовлены все необходимые материалы, а также визитные карточки. Если, получив визитку от собеседника, вы не предложите свою, это будет воспринято как оскорбление. Первая встреча может вызвать в некотором роде недоумение, так как японцы поначалу стараются избегать окончательных и прямых ответов по сути поставленных вопросов. Много времени уделяется второстепенным проблемам, имеющим на первый взгляд косвенное отношение к предмету разговора. Это делается для того, чтобы стороны лучше узнали друг друга, смогли установить контакт и только после этого совместно подвели итог переговоров относительно ключевых моментов. Не старайтесь форсировать события и торопить партнеров с обсуждением главных вопросов.

Система принятия решений японских компаний построена так, что часто в процесс вовлекается большое количество сотрудников, представляющих разные отделы. А окончательно решение принимается только после того, как получены ответы от всех вовлеченных подразделений. Иногда это существенно тормозит переговоры, но с данным фактом необходимо смириться и научиться правильно его воспринимать.

Важной частью сотрудничества является поддержание неформальных отношений, подразумевающих общение в нерабочее время. Они не менее важны, чем официальные. Это особенно актуально, если речь идет об обсуждении проблемных вопросов, решение которых может вызвать острую дискуссию и разногласия. Для переговоров отлично подойдет такое место, как бар или ресторан. Принято считать, что подобная атмосфера в большей степени располагает к открытому общению и способна сглаживать острые углы без риска обидеть партнера или поставить его в неловкое положение.

Японцы всегда пунктуальны и внимательны к деталям. Они склонны долго размышлять и очень взвешенно подходить к принятию окончательного решения.

Добавить комментарий