t9bpvzztggvacambh1wjdoxxxl4j3hpexhjnof_p3ymrypkwj94qgrtdb3sbc6ky

Материальная и нематериальная мотивация персонала

Анализ современного отечественного рынка труда показывает, что большинство компаний предлагает своим сотрудникам не только фиксированные оклады, но и мотивационные пакеты, которые учитывают вклад работника в успех бизнеса. Мотивация персонала – это сложный процесс. Можно выделить два основных вида мотивации: материальную и нематериальную.

Первая выражается в денежных выплатах, либо предоставлении сотруднику благ материального характера.

  • Бонусы, проценты с продаж, проценты от прибыли и т.д. Это один из наиболее распространенных видов прямой, или «натуральной» мотивации. И это абсолютно логично, потому что сотрудники компании почти всегда работают за деньги и крайне редко «за идею». Вариантов выплат в этом случае очень много, в основном все они привязаны к определенным показателям / результатам (финансовым), которые демонстрирует сотрудник.
  • Различного рода премии, дополнительные выплаты, необязательные пособия и компенсации. В этом случае мотивация не носит обязательного характера (в отличие, например, от процентов с продаж). Она в большей степени выполняет роль дополнительного стимула, это некое приятное дополнение (оплата мобильной связи, премия за выслугу лет).
  • Эквивалент денежной компенсации. Данный вид материальной мотивации в настоящее время чрезвычайно популярен среди работодателей и сотрудников. Это тоже необязательные, но достаточно действенные и эффективные меры, в результате принятия которых сотрудник ощущает заботу о себе, чувствует свою востребованность. Сюда можно отнести медицинские страховки, бесплатные обеды в офисе, путевки для детей и т.д. Также сюда можно отнести курсы повышения квалификации ММК-Интернейшнл, которые помогут сотруднику обрести важные знания в нужном направлении.
  • Подарки, сувениры, проведение праздников и корпоративных мероприятий. Это еще один заменитель денежной компенсации, но в этом случае мотивация не направлена на конкретного работника. Для сотрудников она более значима, когда ее нет, чем когда она есть: если руководство не поздравит работников с Новым годом, это, конечно, станет темой для разговоров «в курилке», но не послужит основанием для решения об уходе в другую организацию.

Нематериальная мотивация также играет существенную роль в работе компании и в ее отношениях с персоналом.

  • Карьерный рост. Это одно из основных проявлений нематериальной мотивации. Он не всегда сопровождается ростом заработной платы или других выплат. В основе эффекта, который дает продвижение сотрудника по карьерной лестнице, лежит потребность человека в признании, желание быть оцененным по достоинству, быть востребованным, ощущать свою важность. У некоторых сотрудников потребность в признании сильнее других, более «прозаичных» потребностей, они предпочтут быть начальником с меньшей зарплатой, чем подчиненным с большей.
  • Похвала, нематериальное поощрение. Это достаточно обширная группа мер, в которую входят просто одобрение со стороны руководства, похвала при личном общении или на собрании, символическое признание заслуг (диплом, грамота и т.д.). Из более существенных форм поощрения можно отметить предоставление дополнительного выходного дня.

В любом случае необходимо комбинировать все эти виды мотивации. Нельзя сказать, что один важнее другого, что можно использовать какую-то одну форму мотивации и отказаться от другой. Каждый сотрудник уникален, к каждому нужен свой подход, у каждого свои потребности, а задача руководителя и отдела кадров – выявить эти потребности и работать с ними. Понятно, что в основе взаимодействия работника и работодателя лежит материальная составляющая, но моральное состояние сотрудника и обстановка в коллективе также весьма важны, а это в большой степени зависит от нематериальной мотивации, от организационной культуры.

Добавить комментарий